Цель, стратегическая цель
Цель - стремление к заданному результату или состоянию. В стратегическом управлении цель (или стратегическая цель) - это, прежде всего, составная часть желаемого состояние бизнеса, видения его развития.
Применительно к отдельным функциональным областям компании, в частности, к управлению цепями поставок, цели определяют желаемый уровень эффективности всей системы и ее отдельных операционных процессов.
Через набор четко сформулированных целей владельцы и руководители компании определяют ее целевое финансовое состояние, необходимые для этого рыночное присутствие и ключевые конкурентные преимущества, а также требования к внутренней эффективности и развитию.
Стремление к заданному состоянию или результату должно быть отражено в названии цели, сопровожденном, при необходимости, более детальным описанием и коммента-риями. Это необходимо для того, чтобы сформулированные цели были однозначно понятны всем заинтересованным сотрудникам.
Совокупность структурированных целей, собственно, и формирует основу стратегии развития компании.
Полнота и непротиворечивость целей - один из основных факторов, определяющих качество стратегического планирования. Именно для достижения этого качества была разработана и успешно применяется методология системы сбалансированных показателей, которую желательно создавать не только через определение ключевых показателей, но в первую очередь путем формулирования целей развития компании. А инструментом для структуризации целей может выступать стратегическая карта.
Цели устанавливаются на определенный горизонт планирования. Обычно выделяется несколько периодов: 5-15 лет, от 1 года до 3-5 лет, а также в пределах года.
При формулировании целей важно помнить о некоторой грани, которая отделяет цель от задачи:
- Цель - это стремление к изменению или поддержанию состояния, в то время как задача - это набор необходимых для этого действий.
- Создавая стратегию, следует думать, прежде всего, именно о целях, так как почти каждая цель может быть достигнута не одним, а несколькими путями. Именно под набор взаимосвязанных целей создается план действий, необходимых для их достижения. Итак, цели и задачи - это разные категории, которые не следует путь друг с другом.
Каждая цель должна характеризоваться также набором ключевых показателей, значения которых можно рассчитать, чтобы оценить степень достижения самой цели.
Назад к списку терминов Системы сбалансированных показателей